English Russian

  ИТФ УрО РАН. Основан в 1988 г.

Аспирантура

  • Home
  • Аспирантура

  • Общая информация
    Общая информация

    Общая информация

    1.1. Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) уровня подготовки кадров высшей квалификации (аспирантуры), реализуемая Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институтом теплофизики Уральского отделения Российской академии наук по направлению подготовки 03.06.01 «Физика и астрономия» и направленности подготовки 1.3.14 «Теплофизика и теоретическая теплотехника» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную ИТФ УрО РАН с учетом формирования компетенций Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования.

    ОПОП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие применение соответствующих образовательных технологий.

    1.2.Нормативные документы для разработки основная профессиональной образовательной программы

    Нормативную правовую базу разработки ОПОП составляют:

    - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

    - Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 03.06.01 Физика и астрономия (уровень подготовки кадров высшей квалификации) высшего образования (ВО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.07.2014г. № 867;

    - Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

    - Устав ИТФ УрО РАН;

    1.3. Общая характеристика вузовской основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования

    1.3.1. Цель ОПОП:

    Целью ОПОП ВО является профессиональная подготовка выпускника в соответствии с уровнем развития техники и технологий в области физики, теплофизики, теоретической теплотехники, включающая освоение универсальных, общепрофессиональных и профессиональные компетенций. В области обучения общей целью основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки является получение обучающимся высшего профессионального профилированного образования, позволяющего выпускнику:

    - успешно проводить исследования в области физики, теплофизики и теоретической теплотехники;

    - обладать общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, способствующими его конкурентоспособности и социальной мобильности на рынке труда.

    1.3.2. Срок освоения ОПОП:

    Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки в рамках направления подготовки уровня подготовки кадров высшей квалификации (аспирантуры) при очной форме обучения составляет 4 года.

    1.3.3. Трудоемкость ОПОП:

    Трудоемкость освоения обучающимся ОПОП ВО составляет 240 зачетных единиц (з.е.) и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, практики и время, отводимое на контроль качества освоения обучающимся ОПОП ВО (1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам).

    Подробнее

  • Информация отдела аспирантуры
    Информация отдела аспирантуры

    Информация отдела аспирантуры

    Характеристика профессиональной деятельности аспиранта ИТФ УРО РАН (выпускника ОПОП)

    1. Область профессиональной деятельности аспиранта ИТФ УРО РАН (выпускника ОПОП)

    Область профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 03.06.01 «Физика и астрономия» и направленности подготовки 1.3.14 «Теплофизика и теоретическая теплотехника» является теоретическое и экспериментальное изучение теории теплофизики, компьютерное моделирование и практическое использование различных явлений теплофизики.

    2 Объекты профессиональной деятельности аспиранта ИТФ УРО РАН (выпускника ОПОП)

    Объектами профессиональной деятельности выпускников являются теплофизические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования, физические, инженерно-физические, теплофизические, физико-химические, природоохранительные технологии, физическая экспертиза и мониторинг.

    3. Виды профессиональной деятельности аспиранта ИТФ УРО РАН (выпускника ОПОП)

    Видами профессиональной деятельности выпускника являются научно-исследовательская деятельность в области физики и астрономии; преподавательская деятельность в области физики и астрономии.

    4. Задачи профессиональной деятельности аспиранта ИТФ УРО РАН (выпускника ОПОП)

    Выпускник по направлению подготовки 03.06.01 «Физика и астрономия» и направленности подготовки 1.3.14 «Теплофизика и теоретическая теплотехника» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

    - Организация и проведение научно-исследовательских, проектных и экспериментальных исследований в области теплофизики;

    - Организационное и техническое обеспечение эксплуатации теплотехнического оборудования;

    - Оперативная эксплуатация теплотехнического оборудования.

    Компетенции аспиранта ИТФ УРО РАН (выпускника ОПОП), формируемые в результате освоения данной ОПОП ВО, карта компетенций (Таблица 1).

    Результаты освоения ОПОП аспиранта определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

    Выпускник должен обладать следующими универсальными компетенциями (УК):

    УК-1 – способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;

    УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки;

    УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;

    УК-4 – готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках;

    УК-5 – способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.

    Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

    ОПК-1 – способность самостоятельно осуществлять научно-исследова-тельскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;

    ОПК-2 – готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.

    Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

    ПК-1 – способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области физики, теплофизики и теоретической теплотехники и решать их с помощью современной аппаратуры и информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта;

    ПК-2 – способностью принимать участие в разработке новых методов и методических подходов в научных исследованиях в физике, теплофизике и теоретической теплотехнике;

    ПК-3 - способностью планировать и организовывать физические исследования, научные семинары и конференции.

    Таблица 1 – Карта компетенций основной профессиональной образовательной программы

    Разделы ОПОП

    Компетенции

    Универсальные

    Общепрофес-сиональные

    Профессио- нальные

    УК-1

    УК-2

    УК-3

    УК-4

    УК-5

    ОПК-1

    ОПК-2

    ПК-1

    ПК-2

    ПК-3

    Базовая часть

    Б.1.Иностранный язык

    +

    +

    +

    Б.2. История и философия и науки

    +

    +

    +

    Обязательная часть

    Педагогика высшей школы

    +

    +

    +

    +

    Психология высшей школы

    +

    +

    +

    +

    +

    Теплофизика и теоретическая теплотехника

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Современные философские проблемы областей научного знания

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Современные проблемы физики неравновесных процессов

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Метастабильные состояния и фазовые переходы

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Математические методы в современной физике

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Дисциплины по выбору

    Двухфазные теплопередающие устройства

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Методы получения и обработки экспериментальных данных в теплофизике

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Параллельные вычисления на суперкомпьютерах

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Компьютерное моделирование в теплофизике и молекулярной физике

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Практики

    Педагогическая практика

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Исследовательская практика

    +

    +

    +

    Научные исследования

    Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидат наук

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Итоговая аттестация

    Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Факультативы

    Научный стиль речи

    +

    +

    +

    Приборы и методы экспериментальной теплофизики

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Подробнее

  • Информация приемной комиссии
    Информация приемной комиссии

    Информация приемной комиссии

    Требования к поступающему в аспирантуру ИТФ УрО РАН:

    Поступающий в аспирантуру должен иметь документ государственного образца о высшем образовании (специалитет или магистратура), сдать необходимые вступительные испытания. Правила приема ежегодно устанавливаются решением Ученого совета ИТФ УрО РАН. Вступительные испытания включают в себя экзамены по трем дисциплинам:

    • Иностранный язык;
    • Философия;
    • Физика.

    Документы, необходимые при поступлении в аспирантуру ИТФ УрО РАН:

    1. Заявление о приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (по форме).
    2. Лист собеседования (по форме).
    3. Личный листок по учету кадров (по форме).
    4. Документ (оригинал или копия), удостоверяющий личность и гражданство поступающего.
    5. ИНН и ПФР (он же СНИЛС), при отсутствии оригиналов — написать номера и ваши фамилию, имя, отчество на чистом листе, и поставить подпись
    6. Оригинал или копии диплома специалиста или диплома магистра.
    7. Список опубликованных научных работ, изобретений и отчетов по научно-исследовательской работе. Лица, не имеющие опубликованных научных работ и изобретений, предоставляют письменный реферат (в бумажном и электронном виде) по избранному направлению подготовки, оформленный с рецензией предполагаемого научного руководителя.
    8. Документы, свидетельствующие об индивидуальных достижениях поступающего, результаты которых учитываются при приеме на обучение в аспирантуру ИТФ УрО РАН (представляются по усмотрению поступающего):
      • участие в научно-практической конференции (диплом, грамота, проект, изобретение);
      • диплом победителя или призера творческих конкурсов;
      • дополнительное образование в области науки (диплом, удостоверение, свидетельство);
      • успехи в учебе (диплом с отличием);
      • наличие научных публикаций в изданиях (ксерокопия);
      • наличие патентов на изобретения (патент, свидетельство).

    Подробнее

  • Образовательный стандарт
    Образовательный стандарт

    Образовательный стандарт

    Направление подготовки - 03.06.01 Физика и астрономия (скачать Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования в формате PDF)

    Направленность (профиль) подготовки - 1.3.14 Теплофизика и теоретическая теплотехника

    Квалификация - Исследователь. Преподаватель-исследователь

    Форма обучения - Очная

    Срок обучения в очной форме составляет 4 года.

    Подробнее

  • Учебные планы и программы
    Учебные планы и программы

    Учебные планы и программы

    Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) ИТФ УрО РАН

    В соответствии со статьей 2 ФЗ №273 от 29.12.2012 г. образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

    1. Календарный учебный график ИТФ УрО РАН

    Календарный учебный график и учебный план подготовки (в формате программы GosInsp) (скачать в формате Excel)

    2. Учебный план подготовки

    Учебный план составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки. (скачать в формате Excel)

    3. Рабочие программы учебных дисциплин

    4. Программы практик и научных исследований

    Практика является обязательным разделом основной образовательной программы. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

    4.1. Программы педагогических практик

    4.2. Программа научных исследований

    Подробнее

  • Материально-техническое обеспечение
    Материально-техническое обеспечение

    Материально-техническое обеспечение

    Фактическое ресурсное обеспечение ОПОП

    ОПОП обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) представлено в сети Интернет и локальной сети ИТФ. Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам.

    Электронно-библиотечная система ИТФ обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

    ОПОП по направлению подготовки 1.3.14 «Теплофизика и теоретическая теплотехника» располагает достаточной материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

    Перечень материально-технического обеспечения для реализации программы включает в себя: лаборатории и специально оборудованные кабинеты и аудитории для проведения занятий по дисциплинам базовой части, а также специализированные лаборатории по дисциплинам (модулям) вариативной части:

    Институт располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторно-практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы аспирантов, предусмотренных образовательной программой, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам.

    В ходе реализации образовательной программы используются:

    • помещения для проведения лекционных и семинарских занятий, оснащенные проекторами, экранами и персональными компьютерами имеющими выход в локальную сеть института и в Интернет;
    • помещение для самостоятельной работы аспирантов, оснащенные персональными компьютерами имеющими выход в локальную сеть института и в Интернет;
    • помещение для проведения консультаций, контрольных мероприятий и аттестаций.

    В учебном процессе используются:

    • операционная система Windows;
    • стандартные пакеты прикладных программ офисного назначения (Microsoft Office и пр.), в том числе:
    • информационные системы подготовки текстов (Microsoft Word);
    • системы электронных таблиц (Microsoft Excel);
    • системы управления базами данных (Microsoft Access, Dbase);
    • системы подготовки презентаций (Microsoft PowerPoint).

    ОПОП обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

    По профилю подготовки кадров высшей квалификации 1.3.14 «Теплофизика и теоретическая теплотехника» по направлению 03.06.01 “Физика и астрономия” предусмотрено 195 зачетных единиц на выполнение научно-исследовательской работы аспиранта. Аспиранты работают над своими НИР на оборудовании в исследовательских лабораториях.

    Используется следующее оборудование: установка для экспериментального изучения вскипания перегретых жидкостей, дифференциальный сканирующий калориметр NETZSCH DSC 204 F1, установка для измерения температуропроводности NETZSCH LFA 457, установка для тепловых испытаний контурных тепловых труб, установка для определения пробойного радиуса капиллярно-пористых материалов, термостат Julabo, установка для тепловых испытаний контурных тепловых труб, установка для определения пробойного радиуса капиллярно-пористых материалов, установка для экспериментального изучения вскипания перегретых жидкостей.

    Кадровое обеспечение реализации ОПОП ВО

    Реализация основной образовательной программы обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, ученую степень и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью. Кадровое обеспечение учебного процесса соответствует требованиям ФГОС ВО 03.06.01 «Физика и астрономия».

    Научную и педагогическую деятельность по направлению подготовки 03.06.01 «Физика и астрономия» (профиль 01.04.14 «Теплофизика и теоретическая теплотехника») в институте ведут 12 преподавателей, 100% которых имеют ученые степени и ученые звания.

    Научные руководители аспирантов:

    Решетников Александр Васильевич, д.ф.-м.н.;

    Скрипов Павел Владимирович, д.ф.-м.н., профессор

    Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП

    В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки и приказами Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367, №1259, №1258 оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

    Подробнее

  • Государственная итоговая аттестация
    Государственная итоговая аттестация

    Государственная итоговая аттестация выпускников ОПОП аспирантуры ИТФ УрО РАН

    1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

    Оценка качества освоения программ включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

    Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей программе (текущая и промежуточная аттестация) профессорско-преподавательским составом разработаны фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией.

    Фонды оценочных средств являются полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВО по данному направлению подготовки, и соответствуют целям и задачам программы, и её учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

    При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик учтены все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной

    деятельности.

    При проектировании оценочных средств предусмотрена оценка способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, в том числе при недостатке конкретных специальных знаний и отсутствии общепринятых алгоритмов профессионального поведения. Фонды оценочных средств приложены к каждой программе по дисциплинам.

    2. Государственная итоговая аттестация выпускников ОПОП аспирантуры

    Итоговая аттестация выпускника аспирантуры является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Государственная итоговая аттестация включает подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена, а также представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).

    Программа государственной итоговой аттестации (скачать в формате PDF).

Яндекс.Метрика